Пятница, 19.04.2024, 14:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Планета Земля

Главная » 2011 » Ноябрь » 23 » Что нужно читать по Географии или по Геологии
14:36
Что нужно читать по Географии или по Геологии

Что кроется за географическим названием? Что таится в подводной глубине? Какие законы управляют воздушными течениями? Можно ли предвидеть землетрясения? Что нужно сделать, чтобы стать географом-путешественником? Вопросов много. В поисках ответа вы берете учебник, научно-популярную книгу, обращаетесь к статье в Детской энциклопедии, каждый том которой заканчивается списком рекомендуемой литературы. Если вы увлечены космонавтикой или радиоделом, историей путешествий или кибернетикой, биографией писателя или теорией о происхождении Земли — вы найдете в соответствующем томе Детской энциклопедии не только статью, но и указание, какие книги можно прочитать по интересующему вопросу.
Какая литература рекомендуется Детской энциклопедией? Прежде всего это зависит от содержания науки, которой посвящен том. В большинстве случаев читателю предлагается научно-популярная литература, в которой достаточно просто, доступно излагаются данные той или иной науки.
В списках рекомендуемой литературы вы встретите и художественные произведения: романы, повести, рассказы. Каждый знает, что книга В. К. Арсеньева «Дерсу Узала»— увлекательное художественное произведение. Еще бы! Ведь все, что вы читаете, зримо проходит перед вашими глазами: вместе с Арсеньевым вы боретесь с пургой, замираете с ружьем в руках при встрече с тигром. Ведь не случайно многие ребята говорят: «Дерсу Узала — мой любимый герой». А вместе с тем книга Арсеньева написана ученым, путешественником и посвящена описанию научной экспедиции. Как видите, понятия научная и художественная литература очень близки. В основе художественного произведения часто лежат подлинные события, а героями его являются действительные, а не придуманные автором люди.
Вот один пример: в седьмых классах, а иногда и раньше вы с жадностью читаете увлекательную книгу В. Каверина «Два капитана». Кто из вас не восхищался подвигом капитана Татаринова? Как вы были счастливы, когда Саня Григорьев все-таки нашел следы его экспедиции. Но знаете ли вы, что капитан Татаринов — это обобщенный художественный образ двух знаменитых русских полярников — Седова и Брусилова, отдавших свою жизнь за открытие и освоение новых путей в Ледовитом океане? В той же книге Каверина есть глава «Читаю дневники»— это о том, как Саня Григорьев с неимоверным трудом разбирал дневник Климова. Штурмана Климова писатель придумал, но если вы знаете дневник штурмана Альбанова, участника экспедиции. Брусилова, то вы с удивлением обнаружите огромное сходство в судьбах выдуманного героя художественной книги — штурмана Климова и подлинного, действительно существовавшего полярника — штурмана Альбанова.
Многие учащиеся V—VI классов полюбили книгу Ю. Томина «Поиски Атлантиды». О самой Атлантиде там дается немного сведений, ведь у героев книги, кроме поисков исчезнувшего материка, есть другие увлекательные дела. Но после того как вы закроете последнюю страницу книги, вам непременно захочется прочесть что-нибудь об Атлантиде. Вот тогда-то вам и придут на помощь научно-популярные книги. Например, книга Е. В. Андреевой «В поисках затерянного мира»1.
Так и получается: художественная книга ведет за собой чтение научно-популярной, а научно-популярная книга помогает лучше понять художественную. Но и художественную книгу, как и научно-популярную, надо уметь вдумчиво, правильно читать. Не каждый, кто читает бегло и даже, как говорят, «с выражением», имеет право сказать: «Да, я умею читать». Умение читать внимательно, вдумчиво, глубоко разбираясь в содержании книги, дается не сразу. Не каждая научно-популярная книга с первых страниц увлечет вас. В ней могут встретиться и новые для вас слова, и новые понятия. Бывает и так, что приходится вчитываться в каждую фразу, нужно сделать над собой усилие, чтобы разобраться в том, о чем говорится в книге. Особенно важно это помнить читателю, впервые обращающемуся к научно-популярной книге.
Среди читателей первого тома Детской энциклопедии «Земля» есть немало ребят, мечтающих о профессии геолога или географа. Ведь эти профессии связаны с увлекательными открытиями, с путешествиями. А известны ли вам слова Н. М. Пржевальского о судьбе ученого, посвятившего свою жизнь поискам и открытиям? Он писал: «Не ковром там будет постлана ему дорога, не с приветливой улыбкой встретит его дикая пустыня, и не сами полезут ему в руки научные открытия. Нет! Ценою тяжелых трудов и многоразличных испытаний, как физических, так и нравственных, придется заплатить за первые крохи открытий». Но чтобы готовить себя к такой работе, нужно быть не только сильным, мужественным, надо еще очень много знать. Приобрести знания помогут вам книги.
Обычно в каждой географической книге есть карты. Если их нет, возьмите атлас и найдите нужную карту, ознакомьтесь с маршрутом, и только тогда вы по-настоящему совершите, путешествие вместе с героями книги. Пользуйтесь словарями и справочниками. Чтобы оценить мужества первых русских мореплавателей, нужно ясно представлять себе, что такое кочи, на которых они шли в дальние морские походы. Читая о старинных мореплавателях, надо знать, чем отличались друг от друга суда: бриг, каравелла, фрегат. Обо всем этом вы можете узнать из словаря, который обычно помещается в конце таких книг.
1 См. в списке литературы раздел «Как изучали земной шар».
В списке литературы к 1 тому ДЭ вы найдете различные книги. Они сгруппированы соответственно основным разделам данного тома.
Какие сведения о книгах дает вам список литературы? Прежде всего каждая книга имеет библиографическое описание. Это значит, что вы узнаете, кто автор книги, ее заглавие, в каком городе, каким издательством и когда она издана, сколько в ней страниц, есть ли иллюстрации и карты. В самом конце описания в скобках иногда указывается название серии. Например, «Путешествия. Приключения. Фантастика», или «Замечательные географы-путешественники», или «Б-ка школьника». Если вам понравятся книги какой-либо серии, вы можете потом следить за появлением новых выпусков и собирать их у себя в домашней библиотеке.
Кроме библиографического описания, многие книги получают еще аннотацию, т. е. краткую характеристику, где говорится о содержании книги, иногда даются сведения об ее авторе. Ведь интересно, например, узнать, что книга создана человеком, который сам пережил все, о чем он пишет. В библиографическом описании или аннотации указывается, учащимся каких классов рекомендуется прочесть эту книгу. Однако это не значит, что вы точно должны придерживаться этих указаний. Мы имеем в виду общий уровень знаний, который бывает у школьников определенного класса. А если вы давно увлекаетесь географией и геологией, читаете книги по этим дисциплинам, то, конечно, справитесь с книгой, предназначенной и для более старшего возраста.
Мы стремились рекомендовать лучшие, наиболее интересные книги. Но вам следует помнить, что сведения в научно-популярных книгах быстро стареют. Из года в год растет число научных экспедиций. В пустынях и горах, в тундрах и на морском дне работают изыскатели. Идут геологи, дрейфуют на льдинах полярники, плывут научно-исследовательские суда. А чем шире фронт работ, тем больше открытий. Вот почему наука «обгоняет» научно-популярные книги. Правда, они от этого не становятся ненужными или неинтересными. Очень важен и сегодняшний день науки, и ее прошлое.
Для того чтобы следить за последними достижениями науки, надо внимательно читать газеты и журналы. Те, кто любят географию, следят за журналом «Вокруг света». Отдельные интересные сведения из области географии встречаются в журналах «Юный натуралист», «Пионер», «Костер» и др.
Земля как планета и ее изображение на карте
Волков А. М. Земля и небо. Занимательные рассказы по географии и астрономии. Рис. Б. Кыштымова. М., Детгиз, 1957. 192 стр.
Увлекательно и просто даны в этой книге самые необходимые знания о Земле, Солнце, звездах и кометах. Узнаете вы также о великих путешественниках и ученых, чьим трудам человечество обязано знаниями о Земле, о странах света, о счете времени, о том, как велик земной шар (V—VI кл.).
Куницкий Р. В. День и ночь. Времена года. Изд. 3. М., Гостехиздат, 1954. 32 стр. с илл. (Науч.-просвет. б-ка).
Автор очень просто объясняет, почему за днем всегда следует ночь, как происходит смена времен года.
Он рассказывает, как людям удалось установить, что Земля — шар, который вращается вокруг своей оси и движется вокруг Солнца, и какое положение занимает Земля во Вселенной (VI—VII кл.).
Бублейников Ф. Д. Земля и маятник. М., Детгиз, 1957. 125 стр. с илл. (Школьная б-ка).
Вы познакомитесь с одной из самых молодых наук о Земле — с геофизикой. Содружество геологии, физики и математики позволяет изучать физические свойства Земли, проникать в тайны ее внутреннего строения. Среди чувствительных и точных приборов, которыми располагают ученые-геофизики, почетное место занимает обыкновенный маятник (отвес). В книге рассказывается об истории его открытия итальянским ученым Галилеем в XVI в. (VII—VIII кл.).
Узин С. В. Тайны географических названий. М., Географгиз, 1961. 104 стр.
Из этой книги вы можете узнать, откуда произошли географические названия: Юкатан, Амазонка, Босфор, Эгейское море и др. (V—VIII кл.).
Шейнин А. Л. Повесть о карте. Л., Детгиз, 1957. 142 стр. с илл. и карт.
Автор рассказывает, кому и для чего нужна карта, приводит интересные сведения из истории ее создания (V—VIII кл.).
Федосеев Г. А. Тропою испытаний. Повесть. М., Детгиз, 1961. 287 стр. с илл. (Школьная б-ка).
Писатель и геодезист Г. А. Федосеев рассказывает об одной из своих многочисленных экспедиций, о том, как он исследовал тайгу и горные массивы, прилегающие к Охотскому морю, чтобы создать карту нового неисследованного района. Когда прочтете эту увлекательную книгу, вы поймете, что путь геодезиста часто превращается в «тропу испытаний» (V—VIII кл.).
Шур Я. И. Верный путеводитель. Рассказы о компасе. М., Детгиз, 1956. 208 стр. с илл.
Главный «герой» этой интересной и увлекательной книги — компас. Школьники узнают, как его изобрели, почему Земля притягивает магнитную стрелку и почему она отклоняется, что такое магнитное поле Земли, чем отличается магнитный компас от гироскопического (VI—VIII кл.).
Строение Земли и ее история
Альтшулер С. В. Рассказ семи ученых. Рис. А. Никонова. М., «Детский мир», 1961. 63 стр.
О возникновении Земли, ее внутреннем строении и о том, как появились первые люди, рассказывается в этой книге (V—VI кл.).
Шер С. Д. По страницам каменных летописей. Рассказы о геологическом прошлом нашей Родины, о ее полезных ископаемых и о разведчиках недр. М., Детгиз, 1958. 176 стр. с илл. (VI—VIII кл.).
Бублейников Ф. Д. Тайны Земли. Под ред. Д. И. Щербакова. М., «Московский рабочий», 1958. 136 стр. с илл. и карт.
Автор рассказывает о внутреннем строении Земли, изменении рельефа, образовании залежей руды, угля и нефти (VI—VIII кл.).
Максимович Г. А. и Максимович Н. А. Свидетели прошлого (О чем рассказывают камни). М., Гостехиздат, 1955. 32 стр. с илл. (Науч.-просвет. б-ка).
Изучая камни, ученые узнают, как на протяжении многих миллионов лет изменялся рельеф земной поверхности, климат, как образовались залежи полезных ископаемых, из чего состоят другие планеты Вселенной.
Нужно только уметь прислушаться к тому, о чем говорят камни. Авторы рассказывают, как люди научились разбирать «язык» камней (VII—VIII кл.).
Малахов А. Под покровом мантии. М., «Молодая гвардия», 1964. 204 стр. с илл.
О поисках и исследованиях геологов, изучающих земные недра, о различных гипотезах строения Земли (VII—VIII кл.).
Белоусов В. В. Земля, ее строение и развитие. М., Изд-во АН РОССИИ, 1963. 152 стр. с илл.
Из чего состоит земная кора? В результате каких процессов изменился ее облик? Как зародились материки и океаны? На эти вопросы отвечает книга члена-корреспондента Акад. наук В. В. Белоусова (VII—VIII кл.).
Обручев В. А. Происхождение гор и материков, М., Детгиз, 1956. 126 стр. (Школьная б-ка).
Академик В. А. Обручев живо и образно рассказывает о том, что собой представляет поверхность Земли, как и когда образовались материки, из чего состоят горы, как они разрушаются и возрождаются (VII—VIII кл.).
Кастере Н. Тридцать лет под землей. Пер. с франц. М., Географгиз, 1959. 166 стр. с илл. (Путешествия. Приключения. Фантастика).
Из книги известного французского исследователя вы узнаете о приключениях, которые пришлось испытать автору, изучая пещеры. Своих детей с малолетнего возраста Кастере приучал не бояться пещер, и они стали надежными помощниками в его трудных и рискованных экспедициях (VI—VIII кл.).
Адабашев И. И. Разум против стихии. М., «Молодая гвардия», 1962. 271 стр. с илл. и карт.
В далеком прошлом человек испытывал панический страх перед землетрясениями, засухами, наводнениями и т. д. И в наше время стихийные бедствия приносят еще немало страданий людям. Борьбу с ними ученые начинают с изучения и познания их. Борьбе разума против стихии и посвящена эта книга (VII—VIII кл.).
Шалимов А. И. Пульс Земли (Очерки о землетрясениях). Рис. Б. Пятунина. Л., Детгиз, 1957. 86 стр. (В помощь школьнику).
Цель этой небольшой увлекательной книги — показать, как упорно работают ученые над разгадкой тайн землетрясений, рассказать о том, что им удалось уже сделать и как много еще предстоит узнавать, исследовать, решать (V—VIII кл.).
Апродов В. А. Дыхание земли. Вулканы и землетрясения. М., Географгиз, 1963. 112 стр. (VII—VIII кл.).
Обручев В. А. Занимательная геология. М., Изд-во АН РОССИИ, 1961. 367 стр. с илл.
«Геология учит нас смотреть открытыми глазами на окружающую природу и понимать историю ее развития». Занимательно и живо обо всем этом рассказывает академик Обручев.
Отдельные главы книги называются «О чем шепчет ручеек, текущий по оврагу», «Как работает вода под Землей», «Почему то здесь, то там трясется Земля?» (VII—VIII кл.).
Тазиев Гарун. Встречи с дьяволом. Пер. с франц. М., Изд-во иностр. лит., 1961. 102 стр. с илл.
Бельгийский вулканолог Г. Тазиев взбирался на огнедышащие вершины, спускался в кратеры вулканов в различных частях света. На дне кратера, в когтях у «дьявола», он с увлечением вел работу кинооператора и ученого и чувствовал страх, тогда ... когда работа кончалась. В книге много цветных фотографий — кадров из фильма «Встречи с дьяволом» (VII—VIII кл.).
Александрова В. Д. Сила земли. Рассказы о почве. Рис. Б. Крейцера. Л., Детгиз, 1958. 183 стр. (В помощь школьнику) (V—VII кл.).
Гавеман А. В. Слой жизни. М., Детгиз, 1962. 143 стр.
В обеих книгах вы найдете ответы на вопросы: что за сила заложена в земле, если из нее каждый год заново могут вырастать на лугах травы, а деревья разрастаться до огромных размеров? Почему народы разных стран называли землю матерью? Что такое плодородие земли? Существует ли почва на других планетах? Может ли почва быть ядовитой (V—VIII кл.).
Полезные ископаемые и как их ищут
Дижур Б. А. Фонарь Земли. Рис. Л. И. Дурасова. М., Детгиз, 1961. 189 стр. с илл.
Герои этой книги — и Российские геологи с «волшебными» приборами, «фонарями земли», которые помогают им заглянуть в глубь земли, и сказочные гномы с маленькими фонариками в руках. Рассказ о поисках минералов в Тургайской степи, на месте древнего исчезнувшего пролива, перемежается с забавной сказкой о гномах — друзьях рудокопов (V—VI кл.).
Гроденский Г. П. Уральская кладовая. (По Ильменскому заповеднику). Рис. В. Шевченко. Л., Детгиз, 1962. 124 стр. с илл. (Школьная б-ка).
Читая эту книгу, вы совершите замечательное путешествие по природному музею Урала — Ильменскому заповеднику. В нем нашли 144 минерала, из них 50 редчайших. Этот заповедник служит сейчас живым учебником для геологов, минералогов и студентов (VI—VII кл.).
Рич В. И., Черненко М. Б. Третий полюс. (Повесть о курском железе). Рис. В. Михайлова. М., Детгиз, 1960. 160 стр. с илл. (Школьная б-ка).
Об открытии самого большого в мире железного клада, о том, как добывают руду, как вода стала другом человека на шахте, и о многом другом (VI—VII кл.).
Осипов И. З. Сокровище Черных скал. М., Детгиз, 1956. 142 стр. с илл.
Эта книга рассказывает о каспийской нефти в районе Черных скал, о Российских тружениках, сумевших создать далеко в море нефтяной промысел и построить за 100 км от берега целый город на стальных сваях (VI—VIII кл.).
Жемчужников Ю. А. и Гор Г. С. Каменный уголь. Рис. В. Гамби и Ю. Лобичева. Л., Детгиз, 1956. 77 стр. с илл. (Школьная б-ка).
Книга о том, как образуется каменный уголь, как его добывают, какие разнообразные продукты из него получают (VI—VIII кл.).
Музис А. И. Горы без прикрас. М., Географгиз, 1961. 78 стр. с илл.
Рассказ об одной из геологических экспедиций в горах Алтая. Читатель узнает много интересного об этом богатом крае, о жизни и работе разведчиков недр (VII—VIII кл.).
Ферсман А. Е. Воспоминания о камне. М., Изд-во АН РОССИИ, 1960. 167 стр. с илл. (Науч.-попул. серия).
Увлекательные и поэтические рассказы о драгоценных камнях, уральских самоцветах, мраморе и др. Автор пишет о богатствах земных недр нашей Родины, об исследователях и прекрасных мастерах, обрабатывающих камни (VII—VIII кл.).
Ферсман А. Е. Путешествия за камнем. М., Изд-во АН РОССИИ, 1960. 392 стр. с илл.
Выдающийся ученый увлекательно рассказывает о своих многочисленных путешествиях и экспедициях, делится впечатлениями о детских и юношеских путешествиях по Крыму, экспедициях по Уралу, Кольскому полуострову, Средней Азии (VII—VIII кл.),
Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. М., Изд-во АН РОССИИ, 1959. 238 стр. с илл.
Книга о чудесных свойствах камня (изменчивость цвета, сходство с растениями и животными и т. п.), о людях, которые заставляют камень служить на благо обществу (VII—VIII кл.).
Ферсман А. Е. Занимательная геохимия. Химия Земли. Изд. 4. Предисл. акад. Д. И. Щербакова. М., Изд-во АН РОССИИ, 1959. 399 стр. с илл., 11 л. илл.
«Геохимия изучает, как ведут себя отдельные химические элементы в Земле, как они путешествуют, сочетаются друг с другом, образуя твердые минералы, как снова, растворяясь, становятся подвижными». Так автор определяет задачи молодой науки геохимии, одним из основателей которой он является сам (VII—VIII кл.).
Яковлев А. А. Жизнь Земли. Рис. М. Гетманского. М., Детгиз, 1959. 157 стр. с илл.
Может ли камень расти, жить, умирать? Сколько лет нашей планете? Падают ли звезды? Когда возникла жизнь на Земле и появился человек? На все эти и многие другие вопросы вам ответит эта книга. В заключение вы найдете практические советы, как организовать геологические походы, собирать образцы горных пород, составлять коллекции (VII—VIII кл.).
Боксерман Ю. И. Невидимое топливо. М., Детгиз, 1958. 143 стр. с илл. (Школьная б-ка).
«Невидимое топливо» — это горючий газ, который используется не только КУК топливо. Из газа можно получить каучук, пластмассы. Автор объясняет, как образовались месторождения природного горючего газа и как их находят, как газ добывают и передают на далекие расстояния (VII—VIII кл.).
Исследователи недр Земли
Лапидус М. А. Открыватель подземных тайн. М., «Российская Россия», 1963. 384 стр. с илл. (Люди Российской России).
О жизни и деятельности И. М. Губкина, русского ученого, патриота и коммуниста, основателя новой отрасли науки — нефтяной геологии.
Баян О. А. Отец русской геологии. (Рассказы о жизни и деятельности академика А. П. Карпинского). М., Детгиз, 1955. 263 стр. с илл. и карт.
В предисловии к книге академик В. А. Обручев пишет: «Надеюсь, что, прочитав книгу, захочется подражать Карпинскому как в усвоении достижений науки, так и в отношении к людям» (VII—VIII кл.).
Думитрашко Н. В. Золотая звезда путешественника. Изд. 2, испр. и доп. М., Географгиз, 1963. 71 стр.
Книга о В. А. Обручеве, замечательном ученом и человеке большой души, весь свой талант отдавшем людям.
Мурзаев Э. М., Обручев В. В. и Рябухин Г. Е. Владимир Афанасьевич Обручев. 1863—1956. Жизнь и деятельность. М., Изд-во АН РОССИИ, 1959. 302 стр. с илл. (Науч.-попул. серия) (VIII кл.).
Баян О. А. Разведчик недр. Рассказы из жизни академика А. Е. Ферсмана. Л., Детгиз, 1959. 232 стр. с илл.
Жизнь замечательного Российского ученого минералога-геохимика, его путешествия по Уралу, Средней Азии и Кольскому полуострову (VII—VIII кл.).
Водная и воздушная оболочки
Андреев К. К. Чудеса моря. Рис. Ю. Игнатьева. М., «Детский мир», 1960. 36 стр.
Почему на карте одно море названо Желтым, другое — Черным, а третье — Красным? Почему вода в море соленая? На все эти и многие другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге (V—VI кл.).
Кушерон Улаф. Приключения маленькой трески. Рис. С. Прусова. Пер. с норвеж. М., Детгиз, 1958. 110 стр. с илл.
Читая о приключениях маленькой трески, вы побываете в морском лесу и среди дрейфующих льдов Баренцева моря, познакомитесь с угрем-путешественником и другими морскими рыбами (V—VI кл.).
Мезенцев В. А. Вода вокруг нас. Рис. О. Шухвостова. М., Детгиз, 1954. 80 стр. с илл.
В одной из глав этой книги говорится: «Если бы можно было совершить фантастическое путешествие с частицей воды, мы побывали бы за короткое время в самых различных местах Земли — в ее глубоких пластах и высоко в воздухе, в реке и в море. Эта частица побывала бы и в грозовой туче, и в тумане, и в росе; она замерзла бы красивой снежинкой, забиралась бы в стволы деревьев и тела животных». Откройте книгу и вы отправитесь в это фантастическое путешествие (VI—VIII кл.).
Квиличи Фолька. Приключения на шестом континенте. Пер. с итал. М., Детгиз, 1958. 270 стр. с илл.
Итальянская подводная экспедиция 1952 г. поставила себе цель — доказать, что человек может долго пробыть под водой, занимаясь различными работами, что недалеко то время, когда подводный мир — шестой континент — будет доступен каждому. Автор книги — кинооператор. Книгу он иллюстрировал прекрасными цветными фотографиями — кинокадрами фильма о подводной экспедиции (VI—VIII кл.).
Кусто Жак и Дюма Фредерик. В мире безмолвия. Пер. с англ. М., «Молодая гвардия», 1957. 221 стр.
Несколько отважных французов, вооруженных легкими аквалангами, проникли в глубины моря и занимались там археологическими изысканиями, подводной охотой, фотосъемкой. Ими был создан фильм «Мир тишины». Свои работы они успешно продолжают. Узнать, где в наших морях можно увидеть чудеса, какие видели Кусто и его товарищи, вы можете из послесловия к книге (VI—VIII кл.).
Богоров В. Г. Жизнь моря. М., «Молодая гвардия», 1954. 300 стр. с илл.
В книге рассказывается о богатстве морей Российского Союза, о великом разнообразии морских животных, о том, как специальные экспедиционные корабли, снабженные новейшей техникой, плавают по всем морям нашей Родины, изучают жизнь моря (VII—VIII кл.).
Ажажа В. Г. «Северянка» уходит в океан. Рис. Ю. Зальдман. М., Географгиз, 1961. 112 стр. с илл. и карт. (Путешествия. Приключения. Фантастика).
В 1957 г. по решению правительства боевая подводная лодка была разоружена и переоборудована для научных целей. Появился подводный корабль «Северянка», научно-исследовательская подводная лаборатория. О ее работе в Атлантике и новых методах поисков рыбы по их «голосам» рассказывает автор (VII—VIII кл.).
Бауэр Ганс. Тайны морских глубин. Пер. с нем. М., Географгиз, 1959. 199 стр. с илл. (Рассказы о природе).
В предисловии автор говорит: «Наша книга посвящена борьбе людей за покорение морских глубин, их завоеваниям в этой борьбе. Мы проследим историю
глубоководных исследований, начиная с самых первых робких шагов до самого последнего времени, узнаем о плаваниях шведского «Альбатроса», датской «Галатеи» и Российского «Витязя» (VIII кл.).
Гэскелл Т. Ф. Под глубинами океанов. Пер. с англ. М., Изд-во иностр. лит., 1963. 253 стр.
Автор — научный руководитель кругосветной экспедиции на английском гидрографическом судне «Челленджер» — живо описывает современные методы исследования земной коры, рассказывает о коралловых атоллах, строении и рельефе дна океана, о гипотезе расширения Земли и о других вопросах современной геофизики (VIII кл.).
Андреева Е. В. и Кладо Т. Н. На дне воздушного океана. Рис. Е. Кржижановского. Л., Детгиз, 1959. 248 стр.
Авторы пишут о том, как изучают воздушный океан, о метеорологии, аэрологии — науке, изучающей верхние слои атмосферы, актинометрии — науке об энергии, посылаемой Солнцем, о синоптиках, которые предсказывают нам погоду (VI—VIII кл.).
Ильин М. Человек и стихия. Изд. 4. М., «Молодая гвардия», 1954. 336 стр.
«Действующие лица этой книги: Земля и Солнце, ветры и бури, и морские течения, и реки, и облака, и вулканы, и ледяные горы. И всех их связывает одно общее сложное действие. В этом списке действующих лиц есть и люди: гидрологи и метеорологи, океанографы и климатологи, которые изучают машину планеты, следят за ее ходом и пробуют ею управлять» (из введения) (VII—VIII кл.).
Колобков Н. В. Воздушный океан и его жизнь. Изд. 2, переработ. и доп. М., Географгиз, 1957. 256 стр. с илл.
В книге рассказывается о строении атмосферы, грозных необыкновенных явлениях, развивающихся в ней; о миражах, радужных и серебристых облаках, полярных сияниях, о новейших методах изучения атмосферы (VII—VIII кл.).
Ивич А. Как запрягли ветер. Рис. Т. Шепелевой. М., «Детский мир», 1961. 17 стр. с илл.
Вы узнаете, что воздух поднимает корабли с морского дна, останавливает поезда, помогает альпинистам одолевать высокие горы (V кл.).
Колоколов В. П. О грозе. Рис. Б. Крейцера. Л., Детгиз, 1956. 134 стр. (В помощь школьнику).
О причинах возникновения грозы, о том, бывают ли грозы на других планетах, как научиться предсказывать грозу (VI—VIII кл.).
Мезенцев В. А. «Необыкновенные» явления в атмосфере. М., Профиздат, 1959. 92 стр.
Интересный рассказ о непонятных на первый взгляд явлениях: «кровавых» и «голубых» дождях, «красном» снеге, солнце, которое «играет», и т. д. (V—VIII кл.).
Мезенцев В. А. Обычное в необычном. Рис. В. Доброклонского. М., Детгиз, 1960. 269 стр. с илл.
«Необыкновенным» явлениям в атмосфере посвящена глава «Загадки пятого океана». Но, кроме того, здесь можно прочесть о разных загадочных явлениях на Земле и под землей, в мировом пространстве (V—VIII кл.).
Природные зоны
Ганейзер Г. Е. Река в пустыне. Рис. А. Кондратьева. М., Детгиз, 1960. 207 стр.
Автор этой книги участвовал в экспедиции, которая изучала особенности туркменской пустыни Кара-
кумы, чтобы привести в нее воды могучей реки Аму-Дарьи. В местах, где раньше воду отмеряли глотками, через 6 лет прошел многоводный канал (V—VII кл.).
Ганейзер Г. Е. С севера на юг. Рассказы. Цветные вклейки Г. Никольского. М., Детгиз, 1955. 166 стр.
Вы отправитесь в путешествие с севера на юг. Будете мчаться на оленях по тундре, углубитесь в чащу леса, побродите по степи, увидите лес... в пустыне. А о том, что случится с вами высоко в горах Памира, вы, наверное, будете долго рассказывать друзьям (V—VII кл.).
Михайлов Н. Н. Иду по меридиану. Путешествие от полюса к полюсу. Фото автора. М., Детгиз, 1958. 191 стр. (Школьная б-ка).
«На Северном полюсе», «В центре мира», «Через полярный круг», «Рядом Африка», «Тропик Рака», «Шторм в Антарктике» — так называются некоторые главы этой увлекательной книги (V—VIII кл.).
Кожевников А. В. По тундрам, лесам, степям и пустыням. Рис. Т. Коцубей и А. Стахеевой. Изд. 3. М., Детгиз, 1954. 182 стр. (Школьная б-ка).
От суровой Арктики до знойных пустынь Средней Азии, от безлесных тундр до пышных субтропиков, от лесов Западной Украины и Белоруссии до дремучей тайги Уссурийского края проведет вас писатель и покажет богатство растительного мира нашей Родины. Одна из глав расскажет вам, как ученые прочитали «дневник» Земли и узнали о растительном мире на Земле в далеком прошлом (VI—VIII кл.).
Карпов Г. В. В саваннах. Книга для учащихся. М., Учпедгиз, 1960. 120 стр. с илл.
Саванны — вид тропической растительности: травянистый покров в сочетании с группами деревьев. В книге большое внимание уделено саваннам Африки. Показаны растительность саванны, ее богатейший животный мир, от грозного льва до муравья термита. Здесь часто приводятся отрывки из книг различных путешественников, которые побывали в саваннах различных частей света (V—VIII кл.).
Происхождение жизни на Земле
В этом разделе — книги о древнейших временах нашей Земли, о том, как было высчитано, сколько лет Земле, когда появились первые растения и животные, первые люди, кто были их предками, как узнали люди то, чего никто из людей не видел.
Научные знания о происхождении жизни помогут вам раскрыть лживость и нелепость религиозных легенд о происхождении Земли и всего живого. В будущем многим из вас эти научные знания помогут в поисках богатств Земли.
Голосницкий Л. И. Путешествие в прошлое. Рис. А. Келейникова. М., Детгиз, 1957. 112 стр. с илл. (Школьная б-ка) (VI—VII кл.).
Борчев А. А. Рассказы о зеленом друге. М., Детгиз, 1955. 176 стр. с илл. (Школьная б-ка).
Как возникли и развились на Земле растения (VII—VIII кл.).
Громов В. И. Из прошлого Земли. Изд. 3. М., Гостехиздат, 1955. 64 стр. с илл. и карт. (Науч.-просвет. б-ка),(VII—VIII кл.).
Трофимов Б. А. Жизнь в глубинах веков. М., Госкультпросветиздат, 1957. 150 стр. с илл. (VII—VIII кл.).
Опарин А. И. Происхождение жизни. М., Воениздат, 1959. 127 стр. с илл. (Науч.-попул. б-ка).
«Если человек произошел от более просто устроенных млекопитающих, млекопитающие произошли от пресмыкающихся, пресмыкающиеся от земноводных, земноводные от рыб и т. д., то как же возникли те наипростейшие живые существа, которые явились родоначальниками всего живого на Земле?» (VII—VIII кл.).
Эмме А. М. Наука и религия о происхождении жизни на Земле. Изд. 2, переработ. М., Госполитиздат, 1956. 112 стр. (VII—VIII кл.).
Эйвельманс Б. По следам неизвестных животных. Рис. Г. Никольского. Пер. с франц. М., «Детский мир», 1961. 71 стр.
Очень немногие слышали о слонах-карликах, о карликах бегемотах, о черве с лапками, о звере с птичьим клювом, о драконе с острова Комодо.
Бельгийский зоолог Эйвельманс решил написать доступную для всех книгу о малоизвестных животных и о других удивительных существах, обитающих на Земле. Истории, рассказанные в книге,— не хитроумные выдумки, а действительные события. Многие из этих событий произошли совсем недавно (V—VIII кл.).
Акимушкин И. И. Следы невиданных зверей. М., Географгиз, 1961. 256 стр. с илл. (Рассказы о природе).
Автор поведет вас в тропический лес, поможет заглянуть в морские глубины. Вы узнаете, какие неожиданные существа таятся в этих труднодоступных районах нашей Земли, сколько новых зверей и птиц открыто наукой за последние полвека и как много еще нужно изучить и открыть (VI—VIII кл.).
Как изучали земной шар
Давыдов Ю. В. Капитаны ищут путь (Повесть). Рис. Е. Ванюкова. М., Детгиз, 1959. 255 стр.
Столетиями люди не могли решить загадку Северо-Западного прохода вдоль северных берегов Северной Америки. Автор рассказывает об искателях Северо-Западного прохода: русском мореплавателе О. Коцебу, английском — Джоне Франклине и, наконец, о норвежце Р. Амундсене, которому первому удалось совершить сквозное плавание из Атлантического в Тихий океан вдоль берегов Северной Америки (V—VIII кл.).
Чуковский Н. К. Водители фрегатов. Грав. Е. Бургункера. Книга о великих мореплавателях. М., Детгиз, 1959. 479 стр. с илл. (Школьная б-ка).
Вторая половина XVIII в.— расцвет парусного флота. Герои этой увлекательной книги — капитаны Джемс Кук, Жан Лаперуз, И. Крузенштерн и Ю. Лисянский, Дюмон-Дюрвиль— отважные мореплаватели, открыватели новых земель (V—VIII кл.).
Кублицкий Г. И. По материкам и океанам. Рассказы о путешественниках и открытиях. Рис. В. Алфеевского. М., Детгиз, 1957. 327 стр. с илл. и карт. (Школьная б-ка).
Рассказы о путешественниках различных времен: Акакии Мурманце, который в начале XVII в. повел свой коч вдоль Таймыра на восток, и о гибели известного мореплавателя капитана Джемса Кука в конце XVIII в., о том, как в первой половине XIX в. разгадал загадку Нила Егор Петрович Ковалевский, о подводном археологе профессоре Орбели и многих других (VI—VIII кл.).
Верн Жюль. История великих путешествий. В 3-х т.т. Пер. с франц. Л., Детгиз, 1958—1961.Т. 1. Открытие Земли. 1958. 576 стр. Т. 2. Мореплаватели XVIII века. 1959. 526 стр. Т. 3. Путешественники XIX века. 1961. 496 стр.
О великих путешественниках, начиная с VI в. до н. э. и кончая первой половиной XIX в. Вы с удовольствием будете рассматривать приложенные к книгам маршрутные географические карты, многочисленные иллюстрации французских художников и снимки со старинных гравюр (VII—VIII кл.).
Фрадкин Н. Г. С четырех сторон горизонта. Рис. К. Рожкова. М., Географгиз, 1962. 142 стр. (Путешествия. Приключения. Фантастика).
О географических открытиях от самых древних времен до наших дней. Книга читается с интересом, только запаситесь географическими картами, так как в книге они отсутствуют (VII—VIII кл.).
Узин С. В. Загадки материков и океанов. Рис. Ю. Макарова. М., Детгиз, 1958. 222 стр. с илл. и карт.
Интересные очерки о поисках исчезнувших таинственных земель Санникова, Андреева, затонувшего легендарного материка Атлантиды и др. (VI—VIII кл.).
Андреева Е. В. В поисках затерянного мира (Атлантида). Л., Детгиз, 1961. 168 стр. с илл.
О загадочном материке Атлантиде, существование которого все еще не доказано. Научные споры, теории и догадки о том, какой могла быть Атлантида (VII — VIII кл.).
Великие русские путешественники
Под небом всех широт. Сборник очерков о русских путешественниках. М., Детгиз, 1961. 606 стр. с илл. и карт. (Школьная б-ка).
«Многие тайны вырвали у неведомого русские ж Российские исследователи. И, если вас волнуют судьбы, отмеченные величием подвига во имя науки и человечества, вы прочтете эту книгу, повествующую о славных русских первооткрывателях неизвестных земель» (из предисловия) (VI—VIII кл.).
Берг Л. С. Великие русские путешественники. М.— Л., Детгиз, 1950. 296 стр. с илл. и карт.
Очерки о путешествиях и географических открытиях замечательных русских исследователей прошлого века: Афанасия Никитина, С. И. Дежнева, Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, Н. Н. Миклухо-Маклая, П. П. Семенова-Тян-Шанcкого и др. Книга снабжена рисунками и картами маршрутов (VI—VIII кл.).
Болховитинов В. Н. и Остроумов Г. Н. Подвиги русских путешественников. В кн.: «Рассказы из истории русской науки и техники». Под общ. ред. В. Орлова. М., «Молодая гвардия», 1957, стр. 361—430.
Открытия русских путешественников в различных частях света, начиная с середины XV в. (путешествие тверского купца Афанасия Никитина) и кончая экспедициями в Арктику в начале XX в. Г. А. Седова, Г. А. Брусилова, В. А. Русанова (VI—VIII кл.).
Подвиг штурмана В. И. Альбанова. [Изд. 2.] М., Географгиз, 1954. 205 стр. с илл. и карт.
Это дневник штурмана В. И. Альбанова, в котором он повествует о трагической судьбе полярной экспедиции лейтенанта Г. А. Брусилова, отправившегося в 1912 г. на шхуне «Святая Анна» северным путем из Петербурга во Владивосток; о многодневном походе Альбанова и его товарищей по дрейфующим льдам (VI—VIII кл.).
Арсеньев В. К. По Уссурийскому краю. М., Географгиз, 1960. 303 стр. с илл., карт. (Путешествия. Приключения. Фантастика).
Увлекательное повествование знаменитого путешественника и писателя о его экспедиции по Дальнему Востоку. Здесь впервые читатель встретится с чудесным следопытом Дерсу Узала (VI—VIII кл.).
Арсеньев В. К. Дерсу У зала. М., Географгиз, 1960. 237 стр. с илл. (Путешествия. Приключения. Фантастика).
Здесь нашли отражение материалы двух экспедиций Арсеньева, 1906 и 1907 гг., когда им была исследована неприступная часть Уссурийского края: горный хребет Сихотэ-Алинь и земли к востоку от него. Проводником Арсеньева в обеих экспедициях был следопыт и охотник Дерсу Узала. Он стал большим другом писателя1 (VI—VIII кл.).
Муратов М. В. Навстречу опасностям. Два путешествия капитанов В. Беринга, А. Чириков а, их сподвижников и спутников. М., «Молодая гвардия», 1956. 325 стр. с илл. и карт.
На страницах этой книги запечатлены подвиги отважных мореплавателей, две экспедиции которых известны под названием Камчатских. Участники первой из них, в 1725 —1730 гг., пытались узнать, есть ли пролив между Азией и Америкой. Во время второго плавания (1733—1743) русским морякам удалось достичь Америки (VII—VIII кл.).
Покшишевский В. В. Повесть о знаменитом русском географе Александре Ивановиче Воейкове. М., Детгиз, 1955. 296 стр. с илл. и карт. (VII—VIII кл.).
Давыдов Ю. В. Фердинанд Врангель. М., Географгиз, 1959. 55 стр. с илл. и карт. (Замечательные географы и путешественники).
В детстве, играя в индейцев, будущий путешественник любил распевать песенку «Туда, туда вдаль, с луком и стрелою». Далекие края он повидал не один раз. Русский мореход и географ Ф. Врангель трижды обогнул земной шар (VI—VIII кл.).
Фраерман Р. И. и Зайкин П. Д. Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца. Рис. Е. Бургункера. М., «Молодая гвардия», 1953. 480 стр.
О двух кругосветных плаваниях капитана Головнина, в 1807 — 1811 и в 1817 — 1819 гг., и о его приключениях в плену у японцев (VII—VIII кл.).
Кедров В. Н. На край света. Историческая повесть о Семене Дежневе. Рис. В. Ривкина. Л., Детгиз, 1958. 303 стр. (VII—VIII кл.).
Петухов А. Ф. Душу номада даль зовет. М., Географгиз, 1963. 39 стр. с илл. и карт. (Замечательные географы и путешественники).
О жизни славного русского исследователя П. К. Козлова, который провел 17 лет в путешествиях по Центральной Азии, прошел путь 40 тыс. км, равный длине земного экватора (VII—VIII кл.).
Козлов П. К. По Монголии и Тибету. М., Географгиз, 1956. 231 стр. с илл. и карт.
Петр Кузьмич Козлов рассказывает о своих путешествиях по Монголии и Тибету, в результате которых им были собраны ценнейшие научные данные о геологии, климате, растительности и животном мире Центральной Азии (VII—VIII кл.).
Фрадкин Н. Г. По земле Камчатской. М.— Л., Детгиз, 1953. 63 стр. с илл., карт.
Книга посвящена С. П. Крашенинникову (1711 —1755)— первому ученому, исследовавшему Камчатку. В ней рассказывается о путях, пройденных Крашенинниковым по Камчатской земле, о природе и населении этого края в XVIII в. (VI—VIII кл.).
Штейнберг Е. А. Славные мореходы Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. М., Детгиз, 1954. 224 стр. с илл. и карт.
«Рассказ о жизни двух первых русских кругосветных путешественников Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, чьи подвиги и ученые труды оставили яркий след в истории славного российского флота и великой русской культуры» (VII—VIII кл.).
Антонов А. Е. Ф. П. Литке. М., Географгиз, 1955. 40 стр. с илл. и карт. (Замечательные географы и путешественники).
В книге кратко рассказывается о четырех путешествиях Ф. П. Литке (в 1821, 1822, 1823 и 1824 гг.) в Северный Ледовитый океан, результатом которых были ценные материалы об Арктике; о его участии в русском кругосветном плавании и в исследовании Каролинского архипелага в Тихом океане (VII — VIII кл.).
Миклухо-Маклай Н. Н. Путешествия на Берег Маклая. М., Географгиз, 1956. 415 стр. с илл. и карт.
Подлинные записки великого русского ученого, антрополога, путешественника и художника Н. И. Миклухо-Маклая. Интересно и увлекательно рассказывает ученый о своей жизни на Новой Гвинее (VI—VIII кл.).
Тынянова Л. Н. Друг из далека. Повесть о путешественнике Н. Н. Миклухо-Маклае. Ч. 1—2. М., Детгиз, 1962. 414 стр. с илл. (Школьная б-ка).
Повесть о детстве и юности Миклухо-Маклая, о его жизни на Новой Гвинее, научных исследованиях, доказавших, что нет рас низших и высших. Книга обильно иллюстрирована рисунками Миклухо-Маклая (VIII кл.).
Кунин К. И. За три моря. Путешествие Афанасия Никитина. Историческая повесть. М.— Л., Детгиз, 1952. 128 стр. с илл.
В основу этой книги положен дневник тверского купца Афанасия Никитина, отправившегося в 1466 г. в путешествие «за три моря», в Индию. Смелый и любознательный русский человек преодолел полный опасностей путь и достиг Индии, где пережил немало приключений (V—VI кл.).
Пржевальский Н. М. Путешествия. Рис. К. Арцеулова и Г. Никольского. М., Детгиз, 1958. 319 стр. с илл. и карт. (Школьная б-ка).
Имя русского путешественника-географа Пржевальского известно всему миру. Свои путешествия он описал в книгах, которые переведены на многие языки мира. Детгиз в сокращенном виде издал путевые дневники ученого. Вы прочтете описание пяти его путешествий в Уссурийский край и четырех путешествий в Центральную Азию (VI—VIII кл.).
Берг Л. С. Путешествия Н. М. Пржевальского. Рис. Т. Шишмаревой. М.— Л., Детгиз, 1952. 76 стр. (Школьная б-ка).
Автор приводит много интересных выдержек из дневников Н. М. Пржевальского (VI—VIII кл.).
Паcецкий В. М. «Геркулес» исчезает во льдах. Жизнь и путешествия В. А. Русанова. Изд. 2, доп. М., .Географгиз, 1961. 207 стр. с илл. и карт.
Владимир Русанов решил на деревянном судне «Геркулес» пройти «студеными» морями из Атлантического в Тихий океан. Экспедиция Русанова закончилась трагически. Только через двадцать лет Российские полярники открыли тайну исчезновения «Геркулеса» (VI—VIII кл.).
Леонов Н. М. Впервые в Алай. Путешествие А. П. Федченко в 1871 г. М.—Л., Детгиз, 1951. 191 стр. с илл., портр. и карт.
Автор живо рассказывает об экспедиции А. П. Федченко, который первым из европейцев проник к под-
1 Характеристику книги Арсеньева «Дерсу Узала» см. также в предисловии к данному списку литературы.
ножию Памира, к горному хребту, названному им Заалайским. Готовясь к новому путешествию на Памир, Федченко погиб в горах, 28 лет от роду (V—VIII кл.).
Великие зарубежные путешественники
Амундсен Руал. Моя жизнь. М., Географгиз, 1959. 166 стр. с илл. (Путешествия. Приключения. Фантастика).
«Как случилось, что я стал полярным исследователем? Случайного в этом ничего нет, так как с пятнадцатилетнего возраста все мои стремления сосредоточились на единой цели»— так начинает свою книгу Амундсен, путешественник, который первым прошел Северо-Западный проход из Атлантического в Тихий океан, первым достиг Южного полюса, пролетел на дирижабле с острова Шпицберген через Северный полюс на Аляску и погиб, стремясь оказать помощь итальянской экспедиции Нобиле (VII—VIII кл.).
Яковлев А. С. Руал Амундсен. 1872—1928. М., «Молодая гвардия», 1957. 223 стр. с илл. (Жизнь замечательных людей).
Биография знаменитого норвежского путешественника и исследователя Арктики и Антарктиды (V— VIII кл.).
Хват Л. Б. Пришедшие издалека. М., Географгиз, 1963. 190 стр. с илл. (Путешествия. Приключения. Фантастика).
В начале нашего века к Южному полюсу стремились англичане Роберт Скотт, Эрнст Шеклтон и норвежец Руал Амундсен. Истории их экспедиций и борьбы за овладение тайнами Антарктиды посвящена эта повесть.
Пасецкий В. М. Виллем Баренц. М., Географгиз, 1956. 40 стр. с илл. и карт. (Замечательные географы и путешественники).
Книга о голландском мореплавателе, выдающемся исследователе полярных стран, именем которого названо Баренцево море. Баренц и его товарищи пытались пройти Северным морским путем в Китай (V— VIII кл.).
Вязов Е. И. Васко да Гама. Первооткрыватель морского пути в Индию. М., Географгиз, 1956. 39 стр. с карт. (Замечательные географы и путешественники) (VII—VIII кл.).
Шишова З. К. Великое плавание. Исторический роман. М., Детгиз, 1963. 334 стр. с илл.
О плавании Христофора Колумба в 1492 г. к берегам Америки. Кроме исторически достоверных фактов, в романе есть и вымысел: корабельным юнгам (о которых упоминается в дневниках Колумба) даны имена, их связывает дружба и «тайна карты». От имени одного из них — слуги Колумба Франческо Руппи — ведется рассказ.
В настоящее время З. Шишова работает над повестью «Путешествие в страну Офир» — об истории третьего и четвертого путешествий Христофора Колумба (VI—VIII кл.).
Магидович И. П. Христофор Колумб. М., Географгиз, 1956. 35 стр. с илл. и карт. (Замечательные географы и путешественники) (VII—VIII кл.).
Пасецкий В. М. Джордж Де-Лонг. М., Географгиз, 1957. 45 стр. с илл. и карт. (Замечательные географы и путешественники).
Автор рассказывает об экспедиции к Северному полюсу на яхте «Жаннета» под руководством выдающегося американского полярного путешественника Джорджа Де-Лонга в 1879—1881 гг. (VII—VIII кл.).
Сузюмов Е. М. Жизнь, отданная Антарктиде. Исследователь Антарктики Дуглас Моусон. М., Географгиз, 1960. 79 стр. с илл., портр., карт. (Замечательные географы и путешественники) (VII—VIII кл.).
Кублицкий Г. И. Фритьоф Нансен, его жизнь и необыкновенные приключения. Рис. Е. Ванюкова. М., Детгиз, 1961. 351 стр. с илл., портр. (Школьная б-ка).
Эта книга написана на основе новых документов о жизни знаменитого норвежского исследователя Арктики, опубликованных Лив Нансен — старшей дочерью Фритьофа Нансена (V—VIII кл.).
Карпов Г. В. Адольф Эрик Норденшельд. М., Географгиз, 1955. 40 стр. с илл. и карт. (Замечательные географы и путешественники).
О жизни шведского ученого и полярного исследователя, его плавании на «Веге» вдоль северных берегов Европы и Азии в течение двух навигаций 1878— 1879 гг. (VII—VIII кл.).
Карпов Г.В. Роберт Пири. М., Географгиз, 1956. 39 стр. с илл. и карт. (Замечательные географы и путешественники).
Роберт Эдвин Пири (1856—1920)— американский путешественник и исследователь, открывший в 1909 г. Северный полюс. В книге рассказывается о его путешествии в Гренландию и о походах на Северный полюс.
Скотт Роберт Фолькон. Последняя экспедиция Р. Скотта. (Экспедиция в Антарктику 1910—1912 гг.). М., Географгиз, 1955. 408 стр. с илл. и карт.
Дневники и письма Р. Скотта к родным, друзьям, к английскому обществу были найдены на груди замерзшего исследователя. Их нельзя читать без волнения, не испытывая глубокого уважения к изумительному мужеству Р. Скотта (VII—VIII кл.).
Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики». Пер. с норвеж. М., Детгиз, 1957. 368 стр. с илл и карт. (Школьная б-ка).
Увлекательная повесть о том, как норвежский ученый Тур Хейердал и его пять товарищей на плоту «Кон-Тики», состоящем из девяти бальзовых бревен, за 101 день пересекли Тихий океан от берегов Южной Америки до островов Полинезии, желая доказать свою гипотезу о заселении островов восточной части Тихого океана с берегов Южной Америки. Ученые все еще спорят о путях заселения островов Океании, а читатели наслаждаются книгой, полной юмора, отваги, старинных преданий и научных сведений.
Хейердал Тур. Аку-Аку (Тайна острова Пасхи). Пер. с норвеж. М., Детгиз, 1959. 294 стр. с илл. и карт. (Школьная б-ка).
Экспедиция на остров Пасхи в Тихом океане. «... Нас ожидало на острове Пасхи великое приключение... Мы вернулись в одну из самых удивительных в мире культур прошлого, культуру каменного века, которая без машин и усовершенствованных орудий труда решала технические задачи, поражающие современных инженеров и ученых» (из вступления) (VI —VIII кл.).
Российские исследования в Арктике
Песчанский И. С. В стране романтики. Записки полярника. Рис. Т. Ксенофонтова. Л., Детгиз, 1961. 215 стр. (Школьная б-ка).
Автор книги, профессор Песчанский, талантливый рассказчик. Он посвятил свою жизнь изучению льдов, их особенностей. Много времени он работал в Арктике.
Читая его книгу, точно сам видишь суровую природу Арктики. Большая глава посвящена истории Арктики. В главе «К Северному полюсу напролом» рассказывается о первом в мире атомоходе «Ленин» (V—VIII кл.).
Водопьянов М. В. и Григорьев Г. К. Повесть о ледовом комиссаре. М., Географгиз, 1959. 199 стр. с илл. и карт.
Книга о Герое Российского Союза Отто Юльевиче Шмидте, академике, путешественнике, мореплавателе, авторе новой теории о происхождении Земли, о его экспедициях на «Седове» и «Сибирякове». Глава «В ледяном плену» посвящена дрейфу «Челюскина». Вы прочтете о гибели судна, о жизни лагеря Шмидта на льду в Полярном море, о спасении челюскинцев (V—VIII кл.).
Хват Л. Б. В дальних плаваниях и полетах. Рис. К. Арцеулова. М., Детгиз, 1958. 310 стр.
О легендарном походе «Челюскина», о беспосадочном перелете Чкалова и Громова из Москвы через Северный полюс в США, о воздушном десанте в Центральную Арктику и о первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс» (VI — VIII кл.).
Яковлев Г. Н. 376 дней на льдине. Рис. В. А. Ветрогонской. Л., Детгиз, 1957. 189 стр. с илл. и карт.
Автор рассказывает о дрейфе полярной станции «Северный полюс-2», участником которого он был сам (V—VIII кл.).
Щербаков Д. И. На самолете по Арктике. Л., Детгиз, 1956. 146 стр. с илл. и карт.
Интересные путевые очерки об исследованиях высоких широт северного полушария на дрейфующих станциях «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4». Из книги можно узнать много интересного о природе Арктики (VII—VIII кл.).
Российские исследования в Антарктике
Хват Л. Б. Загадочный материк. Редакция и послесловие академика Д. И. Щербакова. М., Географгиз, 1956. 288 стр. с илл. и карт.
В книге рассказывается об открытии Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в 1819— 1821 гг., исследованиях Джемса Росса, экспедиции к Южному полюсу Р. Амундсена и Р. Скотта, о первой Российской антарктической станции, организованной в 1955 г. (VI—VIII кл.).
Марков К. К. Путешествия в Антарктиду и вокруг света. Книга для учащихся. М., Учпедгиз, 1960. 288 стр. с илл. и карт.
С декабря 1955 г. до апреля 1958 г. были организованы три Российские экспедиции в Антарктиду. Третья закончилась кругосветным путешествием. Автор — научный сотрудник всех трех экспедиций (VI—VIII кл.).
Трешников А. Ф. Закованный в лед. М., Географгиз, 1959. 213 стр. с илл. и карт.
Автор книги — начальник Второй континентальной антарктической экспедиции — написал ее на основе дневника, который вел изо дня в день. Рассказывается о работе станций: Мирный, Пионерская, Комсомольская, об организации станции Восток в глубине континента (VII—VIII кл.).
Смуул Юхан. Ледовая книга. Антарктический путевой дневник. Пер. с эстон. М., «Российский писатель», 1959. 299 стр. с илл.
О плавании дизель-электрохода «Кооперация» в Антарктику, в котором участвовал сам автор. Ю. Смуул ярко и увлекательно описал свое путешествие. За эту книгу автор удостоен звания лауреата Ленинской премии (VII—VIII кл.).
Юные географы и геологи
Бианки А. В. Метеорологическая станция юных натуралистов. М.— Л., Детгиз, 1953. 72 стр. (В помощь самодеятельности пионеров и школьников. Школьная б-ка) (V—VIII кл.).
Гальцов А. П. Как предсказывают погоду. М., Воениздат, 1954. 112 стр. с илл.
Почему меняется погода, как метеорологи предсказывают ее изменения и как можно самому научиться давать прогнозы погоды (V—VIII кл.).
Голицын С. М. Мы читаем «Зеленую книгу». М., «Молодая гвардия», 1959. 48 стр. («Со ступеньки на ступеньку»).
О карте и компасе. Как в походе пользоваться картой и компасом (V—VIII кл.).
Барабанов В. Ф. Как собирать минералы и горные породы. М.— Л., Детгиз, 1952. 26 стр. (В помощь самодеятельности пионеров и школьников. Школьная б-ка) (VI—VIII кл.).
Васильев С. П. и Апраксин Н. П. Как организовать школьный геологический поход. М., Госгеолтехиздат, 1962. 80 стр. (VII—VIII кл.).
Яковлев А. А. В мире камня. Книга юного геолога. Рис. М. Гетманского. М.— Л., Детгиз, 1951. 272 стр. с илл. и геол. карт. (VII—VIII кл.).
Яковлев А. А. В поход за полезными ископаемыми. М., Детгиз, 1954. 132 стр. с илл. и 8 цветн. табл. минералов. (В помощь самодеятельности пионеров и школьников. Школьная б-ка) (VII—VIII кл.).
Ферсман А. Е. Минералог-любитель. В кн.: Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. М., Изд-во АН РОССИИ, 1959, стр. 199—222 (VIII кл.).
Справочники, словари, книги общего характера
В этом разделе есть книги, которые помогут вам в чтении. Это — словари, карты, справочники. Другие и сами по себе интересно читать, например ежегодник «Глобус», географический календарь «Земля и люди».
Географический атлас. Для пятого класса. М., ГУГК, 1963. 16 стр.
Географический атлас частей света и важнейших государств. М., ГУГК, 1963. 48 стр.
Агапов С. В., Соколов С. Н. и Тихомиров Д. И. Географический словарь. М., Учпедгиз, 1961. 156 стр. (Б-ка школьника).
Коротко о странах. Краткий иллюстрированный справочник. М., Госполитиздат, 1959. 340 стр.
Глобус. Географический ежегодник для детей. Л., Детгиз, 1962. 432 стр. с илл. и карт.
Земля и люди. Географический календарь на 1964 г. М., Географгиз, 1963. 303 стр.
Географический календарь «Земля и люди» выходит ежегодно.
Занимательные вопросы юного географа. М., Учпедгиз, 1960. 45 стр. с илл. (Б-ка школьника) (V-VIII кл.).
Ильин М. И. Воспоминания юнги Захара Загадкина. Рис. А. Иткина. М., Детгиз, 1959. 186 стр. с илл. (V—VIII кл.).
Две последние книги помогут вам организовать географическую викторину или удивить товарища географической загадкой.
Художественная литература
Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. Рассказы. М., Гослитиздат, 1957. 540 стр. (V—VIII кл.).
Вся жизнь Бажова (1879—1950) связана с Уралом. Там он родился и жил, работал учителем в деревне, сражался за Российскую власть и создавал свои замечательные сказы, которыми, как драгоценностями, наполнена «Малахитовая шкатулка» и др. книги.
Много в них фантазии, но если вчитаться в них внимательно, то во всех этих сказах — правда о трудовых людях, о горняках старого Урала.
Верн Жюль. Путешествие к центру Земли. Научно-фантастический роман. Собрание сочинений. В 12-ти т. Т. 2. М., Гослитиздат, 1955, стр. 5—225 (V— VII кл.).
Воскресенский С. В. Бухта Хромого медведя. Рис. В. Таубера. Повесть. Л., Детгиз, 1959. 216 стр.
О приключениях двух мальчиков в Приморском крае, где их отцы ищут залежи угля и удобную бухту для стоянки кораблей. Трудные условия жизни в экспедиции очень изменили характер ребят, сделали их мужественными и целеустремленными (V—VII кл.).
Ефремов И. А. Озеро Горных духов. Рис. В. Таубера. М.— Л., Детгиз, 1954. 127 стр. с илл. (VII—VIII кл.).
Кроваво-красные огни в скалах над озером, мелькание сине-зеленых прозрачных столбов пугали людей и вызывали странные болезненные ощущения. «Озеро Горных духов» никого не пускает в свои владения, говорили суеверные, а ученый-геолог, рискуя жизнью, раскрыл тайну страшного озера и использовал его богатство на пользу людям. В сборнике еще четыре научно-фантастических рассказа.
Ефремов И. А. Алмазная труба. Рис. М. Рудакова. М., Детгиз, 1954. 207 стр. с илл. (Б-ка приключений и науч. фантастики) (VII—VIII кл.).
Две книги посвящены одной теме. «Алмазная труба» Ефремова — это мечта писателя-фантаста (специалиста-геолога) об открытии алмазных месторождений на Сибирской платформе. А «Тайна Сибирской платформы» Осипова (участника геологических экспедиций) расскажет вам, как Российские геологи воплотили эту мечту в жизнь (VII—VIII кл.).
Каверин В. А. Два капитана. Роман. Детгиз, 1957. 735 стр. с илл. (Б-ка приключений).
Тесно переплелись судьбы двух капитанов: героя-полярника Ивана Татаринова, пропавшего без вести в 1915 г., и Российского летчика Сани Григорьева, который еще, подростком дал клятву найти экспедицию Татаринова. «Бороться и искать, найти и не сдаваться»— эта детская клятва Сани Григорьева стала девизом его
жизни1. (VII — VIII кл.).
Надеждина Н. А. «Моревизор» уходит в плавание, или Путешествие в глубь океана и пяти морей экипажа загадочного корабля «М—5а». Рис. Б. Кыштымова. М., Детгиз, 1960. 191 стр. (Школьная б-ка).
Дневник этого путешествия вел Юра Казанцев. Кроме дневника, в книге имеются: морская «угадайка» и ответы на нее, «Морская газета», приложение «Флаги десяти морей» (V—VI кл.).
Обручев В. А. Плутония. Земля Санникова. Рис. Г. Никольского. М., Детгиз, 1958. 640 стр. с илл..(Б-ка приключений).
Два научно-фантастических романа. «Плутония»— о необычном путешествии шести отважных исследователей в недра Земли, где они находят животных и растения, исчезнувшие с поверхности Земли.
«Земля Санникова»— о приключениях экспедиции в поисках загадочной земли, которая, по предположениям некоторых ученых, должна существовать в центре Арктики (VII—VIII кл.).
Обручев В. А. В дебрях Центральной Азии. Записки кладоискателя. Рис. Г. Петрова. М., Географгиз, 1956. 319 стр. с илл.
Приключения героя в поисках клада в этой повести вымышленные, но места, где вы побываете вместе с ним, действительно существуют. Материалом для описания интереснейших мест в Центральной Азии (легендарное озеро Лобнор, развалины древнего города Хара-Хото и многие другие) послужили записки экспедиций, в которых участвовал автор этой повести — Российский геолог и географ В. А. Обручев и другие русские путешественники (VII — VIII кл.).
Осипов В. Д. Тайна Сибирской платформы. М., «Молодая гвардия», 1958. 278 стр. с илл.
Пудалов Ф. М. Лецман Кембрийского моря. Рис. Ю. Копылова. М., Детгиз, 1956. 487 стр.
«Стоит ли истратить жизнь на ошибку?»— говорили друзья герою повести, студенту Василию Зырянову, одержимому идеей найти нефть в кембрийских пластах, под вечной мерзлотой. Вместе- с группой русских и якутов, преодолев тысячи препятствий, неутомимый мечтатель доказывает свою правоту (VI — VIII кл.).
Тихова Т. Г. Тайга и горы. Из рассказов геолога Тагиловой. Рис. Е. Я. Захарова. [Л.] Лениздат, 1962. 193 стр. с илл.
Тихова — геолог-разведчик, бывала и в пустынях Азии, и в горах Памира, и в дальневосточной тайге. Ее рассказы основаны на материалах экспедиций (V—VII кл.).
Тихова Т. Г. Пояс Енисея. Рис. А. Овчинникова. Л., Детгиз, 1962. 192 стр. с илл.
О приключениях и открытиях геологов в глухой сибирской тайге, о том, как они искали крупный рудоносный пояс —«пояс Енисея» (VI—VIII кл.).
1 О научной основе романа Каверина см. в предисловии к данному списку литературы.
Категория: Справочный материал | Просмотров: 894 | Добавил: Batman | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ВСЕ ДЛЯ MINECRAFT!
Наш опрос
Нравится Новый Шаблон?
Всего ответов: 82

-
Новости
Статистика