Понедельник, 25.09.2017, 23:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Планета Земля

Главная » 2011 » Ноябрь » 23 » Подготовка к походу
15:14
Подготовка к походу

Кто из нас, стоя у карты, не мечтал: хорошо бы поехать на Кавказ, в Арктику, в Антарктиду, в пустыню Каракумы и в другие места! Конечно, это очень интересно.
Но познакомьтесь с биографиями великих путешественников и вы узнаете, что они задолго до дальних экспедиций много путешествовали по родным местам. Они учились наблюдать природу, тренировались и закалялись для трудной работы в путешествиях.
В родном краю, в котором на первый взгляд все известно, всегда окажется много нового
и интересного для исследователя. В каждом маленьком путешествии-походе расширяется географический кругозор, накапливаются знания и опыт.
Главное в путешествии — это умение видеть и наблюдать. Опыт показывает, что турист или натуралист, не подготовленный к путешествию, видит сравнительно мало и может пропустить интересное и важное в пути. Происходит это потому, что внимание путешественника рассеивается, взгляд его ни на чем не сосредоточивается. Совершенно иначе воспримет окружающий мир человек, знающий, на что надо смотреть и что замечать. Путешествие оставит в его памяти значительно больше впечатлений и, несомненно, обогатит его новыми знаниями.


Групповое снаряжение юных туристов: А. Обязательное: 1 — ведро; 2 — чайник; 3 — лопата; 4 — топор; .5 — кухонный нож; 6 — упаковка крупы, масла, чая; 7 — веревки; 8 — фотоаппарат; 9 — булавки, нитки, иголки; 10 — полевая сумка с картой; 11 — планшет; 12 — путевой журнал; 13 — свисток; 14 — крючки для подвешивания котелка над костром; 15 — аптечка; 16 — шило; 17 — уполовник; 18 — ножницы; 19 — спички; 20 — проволока. Б. Необходимое при большой группе или многодневном походе: 1 — палатка; 2 — фонарь «летучая мышь» и электрический фонарь; 3 — свеча; 4 — кухонное полотенце; В — сковорода; 6 — мыло; 7 — щетка для обуви; 8 — щетка для платья; 9 — мазь для обуви; 10 — коробочка с гвоздями и проволокой, напильник. В. Желательное: 1 — бинокль; 2 — пинцет; 3 — рулетка.


 Вот почему очень важно заранее тщательно подготовиться к путешествию и изучить будущий маршрут под углом зрения, что хотят узнать путешественники.
Прежде чем отправиться в путь, надо решить, куда идти или ехать и зачем. Это очень важно, так как от этого зависит подготовка к путешествию. Целью похода должно быть знакомство с Родиной: географическое исследование какой-либо местности, поиски полезных ископаемых, знакомство с хозяйством района — колхозами, совхозами, промышленными предприятиями, сбор коллекций минералов, растений, насекомых и т. д.
Готовясь к походу, надо использовать опыт знаменитых путешественников: перед экспедициями они изучали литературу, карты, готовили снаряжение, разрабатывали маршруты, тренировались. В путешествии предстоит большая работа, поэтому необходимо заранее составить план и распределить обязанности между участниками похода.
Познакомьтесь с книгами и газетными статьями о местах, по которым вы собираетесь путешествовать. В каждом городе и селе есть люди, хорошо знающие свой край. Они могут рассказать многое, о чем нигде не написано, с ними следует посоветоваться и о маршруте.
Для похода нужна карта района. Ее надо перевести на кальку. На основе подробной карты можно составить схематическую и на ней проложить свой маршрут. В походе схематическая карта будет уточняться и дополняться наблюдениями исследователей.
После похода участники его должны составить географическое описание района и справочник географических названий. В этот справочник следует занести в алфавитном порядке названия рек, деревень, оврагов и т. д., которые встретятся во время похода. Рядом с каждым названием нужно давать краткое пояснение: если это река, то откуда и куда она течет, какова ее ширина, скорость течения, много ли в ней воды (каков расход); если это населенный пункт, то должно быть указано его точное местоположение, численность населения, описан внешний вид, дана характеристика хозяйства колхоза, отмечено наличие школ, больниц, изб-читален, магазинов. Такой справочник очень полезен при описании района и выборе маршрутов будущих походов.
Маршрут следует наметить так, чтобы он проходил по разнообразным природным участкам. Если поблизости есть большой овраг, включите его в маршрут. Будет интересно определить его ширину, глубину, крутизну склонов как в верховьях, так и в устье.
Включите в маршрут часть берега реки, чтобы исследовать его геологическое строение и сделать гидрографические наблюдения.


Личное снаряжение туриста: А. При однодневном походе: 1 — рюкзак; 2 — котелок; 3 — кружка; 4 — миска и ложка; 5 — записная книжка с карандашом и резинкой; 6 — личное полотенце; 7 — фляжка для воды; 8 — туалетное мыло и мыльница; 9 — индивидуальный пакет; 10 — перочинный нож с кольцом. Б. При многодневных походах: 1 — простыня; 2 — фуфайка; 3 —- нижняя сорочка; 4 — несколько носовых платков; 5 — запасные трусы; 6 — шерстяное одеяло (ранней весной и осенью); 7 — тряпочка для вытирания ног; 8 — коробка спичек и патрон с пробкой и запасом спичек; 9 — кусок хозяйственного мыла; 10 — запасные носки; 11 — тапочки; 12 — свеча; 13 — путевой дневник; 14 — запасные шнурки; 15 — иголки с нитками, запасные пуговицы и булавки; 16 — зубной порошок и зубная щетка; 17 — шест с делениями. В. Желательное: 1 — компас; 2 — альбом для зарисовок; 3 — акварельные краски; 4 — кисточка; 5 — разноцветные карандаши; 6 — линейка; 7 — свисток.

 Побывайте на водоразделе.
Не нужно отказываться от боковых или радиальных маршрутов, которые могут дать много интересного для наблюдения. Если времени на радиальные маршруты для всей группы не хватит, то можно разбить ее на отряды и каждому поручить самостоятельный радиальный маршрут. Затем все собранные материалы надо обсудить на общем собрании и обобщить в дневнике.
Если юные туристы не первый раз участвуют в походе и имеют некоторую подготовку, то лучше распределить между ними работу: одним участникам похода поручить составить описание рельефа, другим — познакомиться с геологией района, третьим — изучить реки, озера, ручьи и болота, четвертым — наблюдать растительность и животный мир, пятым — проводить метеорологические наблюдения, шестым— описать исторические и археологические памятники, собрать сведения об экономике края и т. д.
Такое распределение работы (в экспедиции всегда организуются специализированные группы-бригады) позволит собрать материал по району богаче и полнее.
Число групп и распределение работы зависят от количества участников туристского похода. Распределяя работу среди юных туристов, необходимо учитывать интересы и способности каждого из них.
Бригада картографов сделает копии всех нужных карт. В путешествии она будет уточнять карту, вести глазомерную съемку, составлять список-словарик географических объектов. В эту бригаду охотно войдут школьники, которые любят чертить и рисовать. Перед походом они в совершенстве изучат карту, научатся ориентировать ее и пользоваться ею в пути. Конечно, и остальные участники похода должны уметь обращаться с картой в пути.
Бригада биологов объединит школьников — любителей ботаники и зоологии. Они же будут вести исследование почв. Перед походом им придется много поработать над снаряжением: 
сделать папки для гербария, различные сачки (для ловли плавающих и донных животных, а также насекомых), морилки и расправилки для бабочек и насекомых.


Измерение высоты дерева при помощи шеста. Необходимо предварительно точно измерить высоту шеста, рост производящего измерения и расстояние от него до дерева. Высота дерева вычисляется из пропорции подобных треугольников ABC и AED.


Бригада геологов и геоморфологов будет описывать геологические обнажения в овражных и речных обрывах и в карьерах, если они попадутся на пути. Кроме того, зарисует формы рельефа местности: холмы, западины, промоины, оползни, овраги, речные террасы и т. д.
Бригада гидрологов займется описанием речек, озер, прудов, болот. Гидрологи исследуют также ширину, глубину, скорость течения рек, цвет и прозрачность воды.
В одну группу могут объединиться все любители истории и литературы. Они соберут материалы об исторических событиях, происходивших на территории маршрута, запишут сказки, песни, пословицы и поговорки — словом, все то, что называется устным народным творчеством (фольклором). Обычно в эту же группу входят и экономико-географы, которые изучают заводы, колхозы, совхозы, различные предприятия на исследуемой территории. Результатом их работ будет экономико-географическая характеристика района.
В каждой туристской группе должны быть метеорологи, которые во время путешествия будут измерять температуру и давление воздуха, скорость ветра, определять направление ветра, облачность, интенсивность и продолжительность осадков. В обязанность метеорологов
входит также давать прогноз погоды на ближайшие дни.
Любители-фотографы и художники могут образовать группу корреспондентов, работающую вместе с редактором дневника похода. Нужно обязательно назначить двух санитаров.
В поход не следует брать ничего лишнего, но все необходимое должно быть. В зависимости от цели путешествия и маршрута нужно подготовить снаряжение как групповое, так и личное. Перед походом проверьте снаряжение и укладку вещей.
Некоторые вещи, нужные в походе, можно сделать самим. Как это сделать, показано на таблице, а подробно об этом рассказывается в «Книге вожатого» и в «Спутнике юного туриста».
Издавна у географов установлено правило: «Что наблюдаешь — записывай». А записывать надо точно и по возможности подробно.
Когда географ-исследователь выезжает в экспедицию, он берет с собой много различных, иногда очень сложных приборов.
Только с их помощью можно с большой достоверностью определить расстояние, измерить крутизну склонов горы или оврага, высоту холмов и гор, рассчитать водоносность реки и т. д.
Юным исследователям родного края следует также запастись приборами и научиться хорошо пользоваться ими. Многие приборы они смогут сделать сами.


Высоту дерева можно определить при помощи транспортира. Наблюдатель должен занять положение, при котором отвес транспортира показывает угол в 45°. Строится прямоугольный треугольник ABC, в котором угол BAC в 45°, а следовательно, и угол AВС также равен 45% поэтому катеты треугольника АС и BС равны. Измерив расстояние от наблюдателя до дерева, можно узнать величину АС и BC. Высота дерева равняется расстоянию от него до наблюдателя плюс высота роста наблюдателя.


В школе да и в классе всегда есть ребята, которые любят строить, умеют паять, выпиливать из фанеры. Большую помощь в этом могут оказать учителя географии, математики , физики и труда.
На глаз трудно определить высоту дерева или холма, для этого нужен прибор — угломер. Весь прибор умещается в кармане и состоит из картонки или спичечной коробки, на которой нарисована полуокружность и нанесены деления от 0 до 90° и далее до 0°. Диаметр, ограничивающий этот полукруг, лежит на длинной боковой стенке коробки. Вдоль этой стороны и следует смотреть, направляя луч зрения на вершину холма или по склону. Отвес, т. е. грузик, прикрепленный на ниточке к центру полукруга, покажет на шкале угол в градусах.
Нетрудно самим сделать папки для гербария, топографические планшеты, полевую книжку, карманные солнечные часы, прибор для рисования. Для определения направления ветра надо смастерить флюгер из жести; для гидрологических исследований — поплавки (чтобы определять скорость течения), рейки с делениями для измерения глубины рек и озер и диск Секки — белый круг диаметром 30 см — для определения прозрачности воды.
Перед путешествием проведите тренировочный поход, чтобы выявить все недостатки, устранить их и узнать, насколько группа юных туристов подготовлена для исследования своего края.

Категория: Юные исследователи | Просмотров: 313 | Добавил: Batman | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ВСЕ ДЛЯ MINECRAFT!
Наш опрос
Нравится Новый Шаблон?
Всего ответов: 79

-
Новости
Статистика